Однородность пива и вина в практике Роспатента

15. 05. 10

Позиция Роспатента

Товар 32 класса МКТУ «пиво» однороден товару 32 класса МКТУ «вино».

Кейс из практики палаты по патентным спорам

На регистрацию в качестве товарного знака заявлено обозначение «МОНАСТЫРСКОЕ». Правовая охрана товарному знаку в соответствии со корректированным заявителем перечнем испрашивается в отношении товаров 32 класса МКТУ «пиво». Экспертом Роспатента обозначению был противопоставлен ряд сходных зарегистрированных товарных знаков в отношении товара 32 класса МКТУ «вино».

Эксперты Роспатента посчитали, что сравниваемые товары (пиво и вино) принадлежат к одной и той же родовой группе товаров – «алкогольные напитки». Так, «пиво» - слабоалкогольный (от 1,5 до 6 объемных % спирта) пенистый напиток; изготавливается спиртовым брожением сусла из солода, хмеля и воды, в которое иногда добавляют рис и сахар. «Вино» - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5 процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла».

Условия сбыта и круг потребителей пива и вина практически совпадают. Во многом сходно и их назначение. Наличие общих признаков товаров, приведенных в перечнях сопоставляемых знаков, свидетельствует об их однородности (однородный – относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый; выполняющий ту же функцию, см. С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка, М, 1992).

Пиво относится к товарам широкого потребления и краткосрочного пользования также, как и вина. В отношении товаров такого рода при оценке степени их однородности должен применяться более строгий подход, поскольку опасность смешения этих товаров, маркированных сходными знаками, на рынке достаточно высока.

Вышеуказанный методический подход отражен в Методических рекомендациях по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания (С.А. Горленко, Н.П. Грешнева, В.В. Орлова, Н.А. Радченко. М.: ФИПС Роспатента. 2001. с.13-16).

Имеющиеся различия в способах производства алкогольных напитков не оказывают влияние на вывод об однородности товаров, поскольку при оценке знаков учитывается восприятие знаков средним российским потребителем, не владеющим в полной мере знаниями технологий и законодательства в сфере алкогольной продукции.

В настоящее время, согласно требованиям Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» пиво и вина имеют одинаковые условия реализации (с 8 до 23 часов).

Альтернативная точка зрения заявителя, признанная Роспатентом неубедительной:

- словосочетание «алкогольные напитки» является названием родовой группы;
- товары «пиво» и «вино» имеют различные условия сбыта, так как данные товары находятся на разных полках, причем, пиво, как правило, размещают в холодильниках, рядом с которыми находятся пивные закуски;
- товары «пиво» и «вино» имеют разный круг потребителей: пиво, как правило, употребляют лица мужского пола, вино – в большей степени женского;
- сравниваемые товары являются неоднородными, так как они принадлежат к разному роду (виду) товаров, изготовлены из разного вида материала, имеют разное назначение, свойства, изготавливаются по разной технологии.

beer wine

Источник: Официальный сайт Роспатента (http://www1.fips.ru): Решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности, принимаемые по результатам возражений и заявлений коллегиями палаты по патентным спорам от 30 апреля 2015 г.

Консультация  | товарный знак

Для получения дополнительной информации и разъяснений по вопросам защиты товарного знака (логотипа, бренда, торговой марки), пожалуйста, обращайтесь по указанному на сайте телефону или форме обратной связи.

Юридическая помощь в споре, связанном с использованием товарного знака, а также защита интересов в Палате по патентным спорам и в Суде по интеллектуальным правам.

Где мы работаем и защищаем интересы Клиентов ?

Юристы по интеллектуальным правам и патентные поверенные  занимаются защитой интересов Клиентов, проводя важную и большую часть своей профессиональной жизни в следующих учреждениях:

Контакты юридического | патентного Бюро

Яндекс.Метрика