Право на фирму является исключительным и заключается главным образом в том, что другие предприниматели и коммерческие структуры не должны использовать тождественное или сходное с другим обозначение в качестве своего фирменного наименования.
При возникновении споров по поводу фирменного наименования следует учитывать следующие факторы.
Приоритет регистрации фирмы. Коммерческая структура, обладающая более ранним приоритетом, обладает и исключительными правами использования своего фирменного наименования.
Насколько сходны между собой фирменные наименования, являющиеся предметом судебного спора, и могут ли они ввести в заблуждение потребителя. Если фирменные наименования различаются только в организационно-правовой форме коммерческих организаций, то они не должны восприниматься как разные наименования, так как потребитель может быть введен в заблуждение, а коммерческая организация понести ущерб от потери клиентуры и от того, что товары и услуги конкурента окажутся более низкого качества.
Предмет деятельности конфликтующих сторон. Если области их коммерческой и производственной деятельности достаточно далеки одна от другой, это означает, что они обслуживают различный контингент потребителей и прямой конкуренции здесь не должно быть.
Территории коммерческой деятельности конфликтующих сторон, которые могут быть достаточно удалены одна от другой. Предприятие по обработке древесины в Волгограде может; на самом деле не составлять конкуренции одноименной фирме по деревообработке в Хабаровске или Ростове-на-Дону.
Наличие зарегистрированного товарного знака и его ценность. Наличие зарегистрированного бренда будет иметь для фирменного наименования дополнительное удостоверяющее значение. Право на фирму и тождественный ей товарный знак дополняют друг друга и расширяют объем прав одного и того же владельца.
Защита права на фирму осуществляется в судебном порядке и сводится к требованиям запретить конкуренту использовать впредь данное наименование и возместить владельцу убытки, понесенные им в результате нарушения его права.
Следует отметить, что наряду с судебной защитой право на фирму охраняется и в административном порядке, так если фирма имеет приоритет и интенсивно использовалась задолго до регистрации чужого товарного знака, то данный знак можно отменить в интересах лица, использующего фирменное наименование в той или иной сфере предпринимательской деятельности.
При этом товарный знак не следует смешивать с фирменным наименованием, хотя оба имеют общую цель - индивидуализацию. Фирменное наименование - это название коммерческой структуры, которое индивидуализирует его и под которым осуществляется производственная, торговая или иная деятельность.
Сравнивая товарный знак с фирменным обозначением можно отметить: каждая компания может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков у компании может быть несколько (для каждой категории товаров можно иметь свой товарный знак).
Фирменное наименование служит для отличия компании, тогда как товарный знак призван различать товар, произведенный в данной компании, или услуги, оказываемые ею.