Товарные знаки (в экономическом обороте нередко используется термин - торговые марки) массово используются в промышленной и коммерческой сферах для идентификации товаров, чтобы отличать товары одних производителей от других.
Товарный знак используется в отношении товаров с целью указания связи между товаром и каким-либо лицом, имеющим исключительное право либо как правообладатель, либо как зарегистрированный пользователь легально использовать этот знак.
Основа концепции товарного знака заключается в том, чтобы показать связь между предприятиями и их товарами или услугами, позволяющую отличить их от других предприятий.
→ Услуги юриста и патентного поверенного по регистрации и защите товарного знака (бренда)
| Спор с Роспатентом | Нарушение права | Отказ в регистрации | Отказ в принятии заявки |
| Отзыв заявки | Включение в таможенный реестр | Прекращение бренда | Аннулирование бренда |
Интересные факты
В римские времена для глиняной посуды было характерно тиснение или нанесение метки (например, проставление дельфина или инициалов производителя/продавца). В средневековой Британии торговые марки использовались в торговле с тринадцатого века. К концу шестнадцатого века торговцы очень часто устанавливают знаки, иллюстрирующие их торговлю. Постепенно торговцы вышли на использование карточек с их именем и адресом, фактически это была ранняя форма визитной карточки. Промышленная революция повлекла огромный рост использования имен и знаков в рекламе.
Товарные знаки являются очень ценной формой интеллектуальной собственности, поскольку они ассоциируются с качеством и ожиданиями потребителей в отношении продукта или услуги.
Сегодня некоторые товары стали почти синонимами их торговой марки: например, ксерокс, памперс, напиток Coca-Cola, кондитерские батончики Mars, кофе Nescafé, сигары Hamlet, шоколад Cadbury, джинсы Levi’s и т. д. В сочетании с интенсивными рекламными кампаниями полезность товарных знаков для их владельцев как маркетингового оружия очевидна.
Право на товарный знак ограничено ссылкой на классы товаров или услуг, в отношении которых знак регистрируется. Торговые марки обеспечиваются правовой защитой через систему экспертизы, публикации и регистрации. Знаки могут быть зарегистрированы в одном или нескольких из 34 классов товаров и 11 классов услуг.
Знак, который "дремлет", может быть оспорен на основании законности и может быть отозван из-за неиспользования.
→ Прекращение действия бренда в судебном порядке
Товарные знаки можно рассматривать, как экономико-правовые инструменты, служащие двум основным целям:
- во-первых, зарегистрированный товарный знак является объектом собственности и предназначен для защиты репутации товара (услуги) и его производителя;
- во-вторых, знак используется для защиты потребителей от обмана, то есть для предотвращения покупки потребителем некачественных товаров или получения услуг в заблуждении, что они происходят или предоставлены другим лицом.
Как форма защиты потребителей – это эффективное оружие против контрафактных и некачественных товаров, значительно усилено введением суровых уголовных наказаний за несанкционированное использование зарегистрированных товарных знаков.
Тем не менее, контроль использования товарного знака лежит на его владельце и право на товарный знак может быть защищено в судах.
Защита потребителей, какой бы желательной и достойной она ни была, является следствием основной цели, которой служит торговая марка.
Это цель – отличие товаров или услуг одного коммерческого предприятия от товаров и услуг другого. Другими словами, товарный знак должен действовать как знак происхождения. Отличия в отношении источника производства/бизнеса является сегодня важной функцией торговой марки.
Между тем
Когда фанат покупает плакат или чашку с изображением своей звезды, например, Элвиса Пресли, он покупает подобие, а не товар из определенного источника. Точно так же, покупатель любого из множества сувениров с изображениями известных персонажей, например, футболку с изображением президента страны, вероятно, будет безразличен к источнику.
Дополнительные материалы
- Товарный знак в области гигиены и косметики
- Товарный знак «Вежливые люди»
- Звездные "персональные" бренды
- Товарный знак как средство продвижения товара и услуги
- Клеймо товара - предтеча торговой марки
- Товарный знак – сердце рекламы
- Товарные знаки как специальная лексика
- Товарный знак - интеллектуальная собственность
- Нужен ли товарный знак? Почему товар должен быть маркирован?