Наименование места происхождения товара (НМПТ)

Согласно данным государственного реестра товарных знаков существует значительное количество товарных знаков, в состав которых входят словесные элементы, являющиеся наименованиями мест происхождения товаров (НМПТ) или словами, производными от них.

При этом для НМПТ важны специфические особенности местности, в которой производят товар (продукцию, оборудование, устройства, изделия).

Очевидные преимущества:

  • опыт судебной защиты прав на НМПТ в Роспатенте, арбитражных судах и в Суде по интеллектуальным правам с начала его деятельности (2013 год)
  • разумная стоимость юридических услуг с условием предварительной оценки перспектив разрешения правового конфликта, связанного с созданием, регистрацией и оборотом НМПТ
  • сотрудничество с квалифицированным патентным поверенным по наименованиям мест происхождения товаров, лингвистами и специалистами в сфере рекламы и брендинга

Наша успешная практика


Услуги юриста и патентного поверенного

в споре по поводу регистрации, использования и защиты наименования места происхождения товаров (НМПТ)


Что такое НМПТ ?

НМПТ - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения продукции, особые свойства которой исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или географическими факторами либо природными условиями и человеческими факторами одновременно.

НМПТ может являться историческое название географического объекта.

Право на использование НМПТ принадлежит в равной степени всем производителям, находящимся в данной местности и производящим специфический для данной местности товар, для изготовления которого используются особые природные и/либо человеческие ресурсы.

Товарный знак и НМПТ: сходства

Товарные знаки и НМПТ являются объектами промышленной собственности, близкими по своим функциям, так как используются для маркировки товара и позволяют потребителю ориентироваться в отношении производственного и географического происхождения товара.

Сходство НМПТ с товарным знаком проявляется в следующем.

НМПТ и товарный знак предназначены для маркировки, являясь средством распознания продукции, способствуют реализации товаров и служат как интересам компаний-производителей, так и потребителей, помогая последним в выборе нужного товара.

Правовая охрана НМПТ и товарного знака возникает на основе их регистрации в Роспатенте.

Содержание НМПТ и товарного знака должно основываться на истинности и добросовестности представленных на регистрацию данных в заявках. Обозначения, которые способны ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя или товара (происхождения, свойств и особенностей), не могут быть зарегистрированы.

НМПТ и товарный знак, если они надлежащим образом не защищены или их охрана не поддерживается в силе, могут превратиться в видовое понятие. Результат такого превращения - разрыв в сознании потребителя между обозначением и товаром, изготовляемым в конкретной местности - для НМПТ, или конкретным изготовителем - для товарного знака.

Товарный знак и НМПТ: различия

НМПТ имеет следующие принципиальные отличия от товарных знаков.

НМПТ возникает в результате определенного периода использования географического обозначения, т.е. его фактического применения, в результате чего оно становится известным и создает устойчивое представление о товаре с характерными свойствами или особенностями, обусловленными определенной географической средой конкретной местности. В отношении товарного знака таких условий не требуется.

Товарный знак, как правило, создается по желанию компании или индивидуального предпринимателя и во многом его различительные качества зависят от творческих возможностей разработчика обозначения (товарного знака).

НМПТ всегда связано с конкретным географическим местом независимо от изготовителя товара и, следовательно, не может рассматриваться как средство для различения однородных товаров, происходящих из того же места и выпущенных разными производителями.

Товарный знак служит прежде всего для отличий однородных товаров разных изготовителей без привязки их к месту нахождения.

НМПТ прямо связано с качеством, когда под этим понятием понимается стабильное сохранение в товаре специфических свойств, связанных с географической местностью. Потеря этих свойств в товаре лишает права простановки НМПТ на данном изделии.

Регистрация, отчуждение и выдача лицензии НМПТ

Регистрация НМПТ не представляет исключительного права на его использование. Этим правом могут воспользоваться разные изготовители независимо один от другого, находящиеся в соответствующей местности, если производимый ими товар обладает специфическими свойствами, обусловленными географической средой (воздействие природных условий и/или людских факторов) данной местности.

Отчуждение исключительного права на товарный знак, включающий в качестве неохраняемого элемента НМПТ, которому на российской территории предоставлена правовая охрана, допускается только при наличии у приобретателя исключительного права на такое наименование.

Предоставление права использования товарного знака (лицензии), включающего в качестве неохраняемого элемента НМПТ, которому на российской территории предоставлена правовая охрана, допускается только при наличии у лицензиата исключительного права на такое наименование.

От НМПТ следует отличать географическое указание происхождения, которое, являясь также объектом промышленной собственности, представляет собой географическое название страны, области или местности изготовителя продукции.

Различие между ними состоит в том, что НМПТ относится к изделиям, которые с течением времени приобрели признание потребителей благодаря своим особенностям и свойствам, обусловленным географической средой местности (воздействие природных условий и/или человеческих факторов), откуда происходит товар.

Географическое указание происхождения может применяться для любого изделия без связи его свойств с данной местностью. Важно только, чтобы этот товар был изготовлен в этой местности.

Где мы работаем и защищаем интересы Клиентов ?

Юристы по интеллектуальным правам и патентные поверенные  занимаются защитой интересов Клиентов, проводя важную и большую часть своей профессиональной жизни в следующих учреждениях:

Яндекс.Метрика