Защита интересов авторов музыки, исполнителей, изготовителей фонограмм

Музыка являлась, является и будет являться одним из самых востребованных видов современного искусства.

Между тем, в области музыки можно столкнуться с большими сложностями в определении той грани, которая отделяет «деятельность творца» от обычных человеческих усилий к достижению творческого результата по созданию музыкального произведения.

В настоящее время использование музыки в сфере развлечений приобрело массовый характер, появились новые способы использования музыкальных произведений, исполнений и фонограмм, позволяющие получать доступ к указанным объектам все более широкому кругу лиц. К сожалению, именно страх юридической ответственности является основным фактором, стимулирующим нарушителя к соблюдению прав музыкантов и требований законодательства об авторском и смежных правах.


Услуги юриста

судебные разбирательства и компенсации в сфере музыки


Наша успешная судебная практика - защита прав музыкантов и правообладателей → см.

В интересах Клиента Бюро доказано, что юридической защите подлежит не сам компакт-диск, а каждая записанная на нем фонограмма

В ходе судебного разбирательства установлено, что каждое из музыкальных произведений и фонограмм, содержащихся на спорном диске формата МР3, является самостоятельным объектом исключительных прав, подлежащим защите, поэтому правомерно взыскал компенсацию из расчета 20 000 (двадцать тысяч) рублей за неправомерное использование каждого из произведений и фонограмм.

Исполнение музыки на публике без выплаты вознаграждения исполнителю - нарушение смежных прав

В интересах Клиента Бюро суд, установил факт публичного исполнения на территории коммерческой организации музыкальных произведений в суши-баре. В судебном порядке были доказаны факты нарушения авторских прав и удовлетворены заявленные исковые требования Клиента Бюро в полном объеме.

Развлекательный клуб привлечен к ответственности

На протяжении длительного периода времени в помещении развлекательного клуба без согласия правообладателя, интересы которого представляло Бюро, незаконно использовались авторские музыкальные произведения (фонограммы) путем их воспроизведения, доведения до всеобщего сведения, распространения в помещении клуба. В суде доказано, что указанные действия являются нарушением исключительных прав правообладателей, поскольку в ходе судебных разбирательств не были представлены доказательства правомерности использования музыкальных фонограмм.

В интересах Клиента Бюро обоснована недопустимость доказательств незаконного использования музыкальных записей (фонограмм)

В качестве подтверждения факта публичного исполнения в принадлежащих Клиенту Бюро помещениях ресторана фонограмм истец представил видеоматериалы, акт расшифровки записи, кассовый чек.

Между тем в суде доказано, что при просмотре видеоматериала, представленного истцом и на основании которого составлен приобщенный к материалам дела акт, не возможно достоверно установить источник музыкального звука. В помещении ресторана осуществлялась телетрансляция.

Исследованная в суде видеозапись проведения в ресторане контрольного прослушивания, показала, что в помещении кафе не усматривается наличие музыкального проигрывателя либо иного технического средства, предназначенного для воспроизведения музыки, и невозможно с достоверностью установить источник записанного звука.

Кроме того, судом был отклонен акт расшифровки записи в качества доказательств по делу, поскольку сам акт не содержат информации, которая могла бы подтвердить фактические действия лица, осуществившего запись.

Таким образом, юристы Бюро убедили суд в том, что достаточных и допустимых доказательств незаконного использования Клиентом Бюро фонограмм не представлено, а лицо, осуществлявшее запись, действовало скрытно, без уведомления ответчика о проводимых мероприятиях.


Очевидные преимущества сотрудничества в условиях правового конфликта в сфере музыки

  • опыт успешного участия в различных категориях споров, связанных с созданием, использованием и оборотом музыки в Суде по интеллектуальным правам, арбитражных судах и судах общей юрисдикции
  • юридическая помощь и консультации в условиях судебного конфликта как корпоративным клиентам (производителям фонограмм, студиям звукозаписи, продюсерским центрам), так и частным лицам (авторам и исполнителям музыкальных произведений)
  • разумная стоимость юридических услуг с условием предварительной оценки перспектив временных и финансовых затрат на ведение судебного дела в связи с незаконным использованием музыкального произведения

Юридические услуги


защита интересов авторов музыкальных произведений, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм в судебных разбирательствах

представительство в суде по делам, связанным с созданием и использованием музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями музыкальных исполнений

участие в спорах, вытекающих из публичного исполнения, сообщения в эфир, воспроизведения и распространения музыки

участие в делах, связанных с авторством на музыкальное произведение (доказывание авторства / отсутствия авторства); опровержение утверждения правообладателя о создании им музыкального произведения как объекта авторского права

участие в делах, связанных с распоряжениями правами на музыкальные произведения, исполнения и фонограммы (лицензионные договоры и договоры об отчуждении права)


Что мы умеем ?


  • находим оптимальные варианты осуществления и защиты принадлежащих авторских и смежных прав в области музыки и развлечений

  • активно и грамотно формируем и подаем иски о нарушении прав в отношении музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями музыкальных исполнений

  • доказываем нарушение интересов и прав авторов музыкальных произведений, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и их правопреемников

  • обосновываем и взыскиваем существенные компенсации за нарушения прав в сфере музыки и развлечений

  • защищаем добросовестных пользователей музыкальных произведений

Защита прав музыкантов

Необходимость защиты прав авторов и исполнителей музыкальных произведений связана с:

1) массовым распространением радио, телевидения и интернета;
2) доступностью широким слоям потребителей электронных устройств для воспроизведения и копирования звукозаписей.

Современная музыка сочетает в себе применением уникального жизненного опыта автора (композитора, исполнителя, продюсера) и специальных технических навыков (опыт, мастерство) других специалистов с собственно творчеством.

Мало создать музыкальное произведение, нужно еще и достучаться с ним до сердец публики, донести его слушателей и зрителей.

Так, умением исполнять, например, классическую музыку владеют единичные представители народонаселения, музыкальное произведение (каким бы гениальным оно ни было), существующее в форме одной только нотной записи, никогда не станет достоянием массовой культуры. Сделать его таковым могут только исполнители, звукозаписывающие студии, телевещательные организации, интернет-каналы.

Гениальность многих музыкальных произведений великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования виртуозных исполнителей, музыкантов и дирижёров.

Правовая охрана музыкального произведения

Объем правовой охраны объектов авторских и смежных прав определяется с учетом их содержания, которое может быть выражено в доступной для оценки факта использования объекта охраны совокупности признаков.

В отношении музыкальных произведений такими признаками могут быть фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и другие.

Музыкальное произведение - совокупность творческих идей и образов, выраженных в форме организованных по высоте и времени звуковых последований.

Внешнюю форму музыкального произведения образует звуковой ряд, представляющий собой определенную последовательность звуков и созвучий различной высоты и длительности.

Под гармонией музыкального произведения следует понимать объединение звуков в созвучие и связную последовательность таких созвучий. Ритмом называется организованная последовательность звуков одинаковой или различной длительности.

Объективной формой для музыкального произведения служит нотная запись. В силу своей простоты и доступности нотная запись является классическим и до сих пор самым распространенным способом фиксации музыкальных творений. Другой не менее распространенной формой выражения музыкального произведения является звуко- и видеозапись.

Авторам в связи с этим можно посоветовать облекать сочиненную музыку в нотную, звуковую или видеозапись, поскольку обычного «домашнего» исполнения для авторско-правовой охраны произведения может оказаться недостаточно.

Охрана названия песни

Если название музыкального произведения является оригинальным (например, «В думах о даме из станицы Кляцкая», «Как на лавочке мы думу думали» и т.п.), то оно является самостоятельным объектом авторского права. Последующее использование данного объекта в качестве названия другого произведения требует согласования с правообладателем.

Не разрешенным в действующем законодательстве является вопрос о допустимости двойной правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. Данный вопрос является актуальным, в том числе по отношению к названиям музыкальных произведений, которые могут использоваться в качестве средств индивидуализации участников гражданского оборота (фирменных наименований, товарных знаков, коммерческих обозначений, названий средств массовой информации).

Так, если компания регистрирует в качестве товарного знака оригинальное название популярного музыкального произведения. Подобная регистрация в силу прямого указания закона допустима только с согласия обладателя исключительного права на соответствующее музыкальное произведение.

Музыка в рекламе

Определенные проблемы с соблюдением авторских и смежных прав возникают при использовании песен и мелодий в рекламе.

Все чаще рекламная информация облекается в ту или иную оригинальную форму, а создаваемые звуковые и аудиовизуальные ролики в полной мере подпадают под правовой режим объекта авторского права. При этом многие рекламопроизводители идут на использование чужих произведений, чаще всего - чужой музыки при создании рекламного ролика.

Как следствие, данные действии затрагивают личные и имущественные интересы авторов, композиторов и аранжировщиков.

Запись музыки как творческий результат

Записанные музыкальные исполнения получили двойную правовую охрану. С одной стороны, зафиксированное на материальном носителе исполнение охраняется в качестве результата творчества исполнителя и у последнего в отношении данного объекта возникают определенные смежные права. С другой стороны, записанное исполнение охраняется как запись последовательности звуков, т. е. как фонограмма, в отношении которой у создателя также возникают определенные смежные права.

Фонограмма, в отличие от музыкального произведения, не может быть выражена в устной форме и воспроизведена человеком по памяти. В свою очередь, повторное создание утраченной фонограммы всегда приведет к появлению новой фонограммы. Поэтому с момента утраты последнего экземпляра фонограммы прекращает свое существование сама фонограмма и, как следствие, права на нее.

Фонограмма - это не всякая запись, а запись одних лишь звуков (или, иначе, аудиозапись). В то же время то же самое исполнение может быть таким, что предполагает необходимость своей не только звуко-, но и цвето- (видео-) записи (например, исполнение танца, циркового номера, театральной постановки, балета и т.д.). Передача (программа) может быть предметом не только радио- (звуко-), но и теле- (цвето- или видео-) трансляции.

Круг лиц, традиционно принимающих участие в записи фонограммы. В качестве возможны правообладателей могут выступать: музыканты, исполнение которых записывается на фонограмму; звукорежиссер (саунд-продюсер), занимающийся непосредственно фиксацией звуков и изготовлением фонограмм; инвестор – лицо, обладающее имущественными правами на звукозаписывающую аппаратуру и музыкальные инструменты, а также оплатившее труд всех участников звукозаписывающего процесса.

На определенном этапе развития звукозаписи появилась объективная необходимость в соответствующих специалистах - звукорежиссерах или саунд-продюсерах. По мере развития рынка музыкальной индустрии роль звукорежиссера неизменно возрастала. Все чаще публика стала знакомиться с творчеством музыкантов не на концертах, а в домашних условиях, прослушивая запись с материального носителя или в радиоэфире. Качество профессиональной фонограммы стало оказывать непосредственное влияние на репутацию и имущественное положение исполнителя. Как результат для современного артиста более важен не сам факт записи его исполнения на фонограмму, а то, насколько качественно произведена запись. В свою очередь, качество фонограммы зависит не только от записывающего оборудования, но и от того, как это оборудование будет применено.

В современном шоу-бизнесе достаточно распространенной является схема, при которой звукозаписывающая аппаратура арендуется для музыкантов третьим лицом - так называемым продюсером. Подобное увеличение субъектного состава особых сложностей не вызывает, если вместе с аппаратурой арендуются музыкальные инструменты, а также оплачивается работа музыкантов и звукорежиссера. Изготовителем фонограммы в таком случае следует считать продюсера-инвестора.

 

Юридическая консультация  | музыка и авторские права

Для получения дополнительной информации и разъяснений по вопросам судебного представительства в спорах, связанных с созданием и использованием музыкального произведения, пожалуйста, обращайтесь по указанному на сайте телефону или форме обратной связи.

Где мы работаем и защищаем интересы Клиентов ?

Юристы по интеллектуальным правам и патентные поверенные  занимаются защитой интересов Клиентов, проводя важную и большую часть своей профессиональной жизни в следующих учреждениях:

Яндекс.Метрика