Можно ли зарегистрировать объемный товарный знак в виде бутылки?
Да, можно. Но при этом, чтобы Роспатент не отказал в регистрации подобного товарного знака, следует учитывать ряд моментов и требований.
Объемные обозначения в форме бутылок в качестве товарных знаков регистрируют, как правило, в отношении алкогольных напитков премиального, супер-премиального класса высокой ценовой категории.
Наряду с правовой защитой подобного рода обозначений (объемный знак в виде бутылки) и раскрученного на рынке самого наименования алкогольного напитка (например, «Легенда Востока», «Легенда Сибири» и т.п.), эксклюзивная форма и вид самой алкогольной продукции также защищается как промышленный образец.
Важным критерием для возможности регистрации объемного обозначения в форме бутылки является оригинальность исполнения, придающее обозначению различительную способность в глазах потребителя соответствующей продукции.
Форма объемного обозначения должна быть ясно различима и восприниматься как товарный знак.
Обозначение предназначено для хранения и реализации алкогольных напитков и должно представлять собой оригинальное изображение с различными пропорциями емкости, горловины, тулова и дна, и другими творческими отличительными декоративными элементами. Обозначение должно выделяться из стандартных и общепринятых форм бутылок.
Оригинальной должна быть не только форма бутылки в целом, но и практически каждый из ее основных элементов в отдельности, которые не являются характерными для бутылок традиционной формы, что является следствием творческого исполнения и не обусловлено функциональным назначением самой бутылки как тары.
Оригинальные элементы делают объемное обозначение в форме бутылки уникальным, ясно различимым и легко запоминающимся потребителями. Общее зрительное впечатление от подобной формы бутылки должно значительно отличаться от обычного ряда бутылок других производителей. Именно это позволит потребителю легко ее выделить даже на значительном расстоянии, а также легко и безошибочно идентифицировать на протяжении длительного периода времени.
В целом, объемное обозначение в форме бутылки должно само по себе выполнять основную функцию товарного знака - индивидуализировать товары конкретного производителя алкогольной продукции и спиртных напитков (водка, вино, коньяк, виски, пиво и т.п.).
Практика Роспатента
Существует положительная практика Роспатента, а именно решения о регистрации в качестве товарных знаков объемных обозначений в форме бутылок, принятые по результатам рассмотрения возражений на решения российского патентного ведомства об отказе в регистрации товарных знаков, а также сведения из официального реестра товарных знаков и знаков обслуживания, согласно которым зарегистрировано несколько сотен объемных товарных знаков в форме бутылок.
Вместе с тем, Роспатент нередко отказывает в регистрации объемного обозначения в форме бутылки как товарного знака, если не предоставлено убедительных обоснований и документов.
Преодолеть соответствующие отказ в регистрации могут позволить следующие сведения и документы:
- аналитический отчет по итогам социологического исследования, обосновывающий различительную способность объемного обозначения в форме бутылки как товарного знака;
- длительная реализации алкогольной̆ продукции в бутылке соответствующей̆ формы;
- документы об объемах произведённой и реализованной̆ продукции;
- реклама алкогольной продукции в буклетах торговых сетей, на различных российских и международных конкурсах и выставках, в средствах массовой информации.
Потребитель должен считать, что форма бутылки существенно отличается от форм бутылок, обычно используемых разными производителями алкогольных и спиртных напитков. Форма данной емкости должна быть достаточно оригинальной, чтобы отличить товары одного производителя, желательно, чтобы большинство потребителей было знакомо с заявленной формой бутылки длительный период времени.
Также см.: новейшие рекомендации по регистрации объектов интеллектуальных прав
* Вышеуказанные сведения приведены исключительно в информационных целях и не являются юридической консультацией или заключением. Мы не можем гарантировать применимость данной информации для тех или иных целей. Для более подробных и обоснованных разъяснений следует обратиться с запросом по телефону, обратной связи или электронной почте.
Юридические и патентные услуги для производителя (поставщика) алкогольной и спиртной продукции
- регистрация товарного знака и промышленного образца в отношении алкогольной и спиртной продукции
- проверка представленного объемного обозначения в форме бутылки на возможность регистрации в качестве товарного знака
- оспаривание отказа Роспатента в регистрации товарного знака в отношении алкоголя и спиртосодержащих напитков
- подготовка возражения в Палату по патентным спорам и участие в заседаниях в Палате по патентным спорам в интересах производителя (поставщика) алкогольной и спиртной продукции