Брендовый пират (лицо, паразитирующее на чужом раскрученном товарном знаке), как правило, действует хитро и сообразительно. Он не просто использует чужой знак, но официально регистрирует в патентном ведомстве сходное с ним обозначение в качестве своего бренда.
Указанная практика возможна в связи с действующим правовым регулированием. При рассмотрении заявки на официальную регистрацию бренда патентное ведомство определяет наличие сходных и тождественных зарегистрированных российских и международных товарных знаков, ранее зарегистрированных России в отношении однородной продукции.
Заявка также проверяется на сходство с брендами, которые внесены в перечень общеизвестных товарных знаков. Брендовые пираты учитывают и это.
Сходные с известными раскрученными марками обозначения и логотипы они, зачастую, регистрируют в отношении близкой (например, часы и одежда), но неоднородной продукции.
Речь идет размывание бренда, когда производитель продукции более низкого качества связывает себя с компанией, изготавливающую и реализующую продукцию высокого качества.
Фактов о злоупотреблении правом со стороны правообладателей российское патентное ведомство при экспертизе заявленного обозначения на регистрацию в качестве товарного знака не устанавливает. В этой связи в настоящее время отсутствуют правовые средства, направленные на то, чтобы сделать недоступной возможность для брендового пирата официально использовать конкретную марку в отношении интересующей продукции, товаров, оборудования.
Таким образом, брендовый пират получает право в течение довольно длительного периода времени (до того, как об этом узнает владелец товарного знака) под маской раскрученного бренда пользоваться неразборчивостью потенциального потребителя.
Основные действия правообладателя в подобной ситуации - это аннулирование регистрации товарного знака и запрет на его использование.
В тех случаях, когда брендовому пирату удалось зарегистрировать на себя сходный с известным брендом товарный знак, регистрация последнего по инициативе правообладателя товарного знака, который имитируется пиратом, должна аннулироваться.
К необходимым условиям такого аннулирования относятся:
1) широкая известность бренда;
2) умысел заявителя получить коммерческие преимущества именно за счет известности чужого бренда и его сложившейся потребительской репутации;
3) обоснование введения потребителей в заблуждении при неоднородности продукции.
При доказанности недобросовестности регистрации, правообладатель бренда, может обратиться в суд с иском о нарушении права на товарный знак и взыскании компенсации.