Объемные товарные знаки представляют собой композицию в виде фигур (линий) в трех измерениях.
Предметом объемного товарного знака может быть или оригинальная форма товара (например, форма мыла или шоколадная фигурка животного), или его упаковка (например, оригинальная форма бутылки, флакона, коробки).
Объемным товарным знаком признается такая форма продукта, которая не определяется исключительно его функциональным назначением и позволяет выделить изделия конкретного изготовителя из ряда однородных товаров.
Наиболее часто встречающийся вид объемных товарных знаков - упаковка. Она должна соответствовать характеру изделия, фирменному стилю, вкусам целевой потребительской группы. Упаковка должна выполнять и рекламные функции.
Характерными объемными товарными знаками являются оригинальные виды упаковок (например, коробки для сигарет, духов, бутылки, флаконы. Эти товарные знаки определяются в объеме и регистрируются только для тех товаров, для которых они предназначены.
Известно, что внешний вид одной из электробритв голландской фирмы «Филипс» зарегистрирован в качестве товарного знака во многих зарубежных странах
Необходимо отметить, что определенное сходство объемных товарных знаков и промышленных образцов выдвигает перед заинтересованным коммерсантом проблему выбора вида правовой охраны.
Что общего между объемным товарным знаком и промышленным образцом ?
И товарный знак, и промышленный образец имеют художественное выражение. Это говорит об сходном именно художественном характере объектов. Кроме того, и объемные товарные знаки, и промышленные образцы могут относиться лишь к внешнему виду.
Промышленные образцы могут ассоциироваться в сознании покупателей с определенным коммерческим предприятием , особенно в тех случаях, когда форма или рисунок изделия несут в себе черты «фирменного стиля».
Общий стиль может объединять даже разные виды изделий (если они, например, изготовляются одним коллективом дизайнером).
Следовательно, промышленный образец может выполнять рекламную функцию. Эта же функция является одной из основных функций товарных знаков.