Всеобщее употребление марки товара среди производителей колбас
Обзор практики Роспатента
Позиция Роспатента
Если потребители не ассоциируют обозначение с конкретным видом продукта питания, оснований для признания обозначения вошедшим во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида не имеется.
Содержание конфликта
Несколько мясоперерабатывающих комбинатов обратились в патентное ведомство с возраженем против предоставления правовой охраны товарному знаку «ИМПЕРСКАЯ», правообладателем которого является конкурентный колбасный завод.
Суть претензий заключалась в следующем:
- ряд производителей, не имеющих отношения к заводу-правообладателю товарного знака, на протяжении длительного периода времени маркировали указанным обозначением сырокопченые колбасы;
- колбасы под данной маркой выпускались согласно утвержденным техническим условиями;
- указанное обозначение на дату приоритета оспариваемого товарного знака вошло во всеобщее употребление среди производителей, продавцов и потребителей определенного вида товара - колбас и мясных деликатесов как наименование варено-копченых колбас и мясных деликатесов;
- марка «Имперская» не обладает и не обладало различительной способностью, в связи с чем, не имеет способности отличать товары одних производителей от однородных товаров других производителей, а именно, отличать в сознании неограниченного круга потребителей колбасы и мясные деликатесы, произведенные заводом-производителем, от колбас и деликатесов, произведенных другими производителями.
Согласно выводам, содержащимся в заключении лаборатории социологической экспертизы ФГБУ Институт социологии Российской Академии наук, подготовленном по результатам социологического исследования, проведенного в период с 03 апреля 2015 года по 20 апреля 2015 года, в настоящее время товарный знак «Имперская» не обладает различительной способностью для товаров класса 29 МКТУ «колбасные изделия» и «деликатесы из мяса», к 2015 году товарный знак «Имперская» не обладал различительной способностью для товаров класса 29 МКТУ «колбасные изделия» и «деликатесы из мяса», в 2001 году товарный знак «Имперская» не обладал различительной способностью для товаров класса «колбасные изделия» и «деликатесы из мяса», к 2001 году товарный знак «Имперская» уже вошел во всеобщее употребление неограниченного круга производителей, продавцов и потребителей колбасных изделий, мясных деликатесов как общеупотребимое название «колбасных изделий» и «деликатесов из мяса».
Эксперты Роспатента рассмотрели конфликт производителей мясной продукции касательно использования обозначения «ИМПЕРСКАЯ» в отношении колбасных изделий и сформулировал следующие выводы.
Возражение не содержит документально подтвержденных сведений о том, что обозначение «ИМПЕРСКАЯ» использовалось в течение длительного времени до даты приоритета оспариваемого товарными знака различными, независимыми друг от друга производителями в качестве наименования одного и того же вида товаров.
Отсутствуют также сведения о том, что обозначение «ИМПЕРСКАЯ» использовалось в качестве наименования товара специалистами пищевой промышленности, работниками торговли. В возражении не приведено доказательств, что обозначение «Имперская» вошло в словарно справочный фонд или какие-либо справочные материалы, касающиеся колбасных и мясных изделий.
В отношении представленного заключения лаборатории социологической экспертизы Института Социологии РАН отмечено, что выводы, полученные в результате опроса потребителей в 2015, касающиеся того, что обозначение «ИМПЕРСКАЯ» к 2001 году вошло в употребление как название и колбасных изделий и мясных деликатесов, вызывают сомнения в их обоснованности.
В случае, когда потребители не ассоциируют обозначение с конкретным видом продукта питания, оснований для признания обозначения вошедшим во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида не имеется.
Источник: Официальный сайт Роспатента (http://www1.fips.ru)
Решения ФИПС, принимаемые по результатам рассмотрения возражений коллегиями палаты по патентным спорам (август 2016)
Всеобщее употребление бренда и название товара: спорные вопросы
Для получения дополнительной информации и разъяснений по вопросам юридический оценки возражения против против предоставления правовой охраны товарному знаку, пожалуйста, обращайтесь по указанному на сайте телефону или форме обратной связи.