Правовым институтом, обычно охраняющим результаты дизайна, является институт промышленных образцов.
Правовой институт товарных знаков также охраняет продукты дизайна, но в специфической его отрасли - дизайне-графике. И если в промышленных образцах необходимо видеть отличие специфически дизайнерской деятельности от инженерного конструирования и от искусства, то в товарных знаках следует отличать эту деятельность от чисто художественной.
Это позволит со всей отчетливостью представить место и роль творческой интуиции в процессе создания товарных знаков, повысить их эффективность, разработать соответствующее методическое обеспечение.
Изобразительный логотип (товарный знак) должен быть эффективным в рекламном смысле, действенным, однозначным и хорошо запоминающимся
Логотип должен зрительно отличаться от других и быть способным к регистрации; отличительными особенностями изобразительного знака не являются сами по себе геометрические фигуры (точка, треугольник и т.п.).
Эффективный изобразительный товарный знак часто обращен к потребителю.
Во многих случаях разработчики логотипов (товарных знаков) уже в процессе, проектирования предусматривают возможность и необходимость применения наряду с основным брендом его вариантов, модификаций, либо объективная потребность в таких вариантах возникает впоследствии в силу определенных конструктивно-технологических, рекламно-коммерческих или патентно-правовых соображений.
Так, переход на новую технологию тиражирования товарного знака, а также стремление повысить его рекламную выразительность приводит к изменению (модернизации, ребрендингу) товарного знака.
Достаточно специфичен и характер ситуаций, обусловливающих разработку вариантов изобразительных товарных знаков.
Обычно они создаются в связи с разработкой фирменного стиля продукции, предусматривающего, в частности, определенную упорядоченность всей коммерческой маркировки - от изделий и деловых бумаг до памятных значков и рекламного оформления экспозиций выставок (фирменный стиль).
Такое многообразие сфер применения товарного знака и масштабов его изображения уже само по себе предопределяет известное многообразие форм его выполнения, диктует необходимость разработки вариантов конструктивного и графического решения товарного знака, для которых, однако, сохранялся бы его единый визуальный мотив.